Каждый советский школьник писал сочинение по этой картине. Что странно. Потому что никакого социального пафоса, которым обыкновенно проникнуты картины передвижника Василия Перова, здесь нет. Нет ни замерзающих детей, запряжённых тройкой, ни пьянствующих в трапезной лицемерных монахов, ни юной гувернантки, нанимающейся в услужение к похотливому барину. Большинство полотен Перова кричат нам: так жить нельзя! А здесь? Сидят три мужика и травят байки. О чём писать школьнику в сочинении? Я, например, и не писал - потому что заболел в этот день. Теперь пришло время расплаты. Напишу. В картине "Охотники на привале" художник изобразил трёх своих друзей - все врачи. Один пожилой, другой зрелый, третий - молодой. Вдохновенный экскурсовод скажет, что при помощи трёх возрастов художник передаёт нам идею бренности человеческой жизни. Но мы такой высокой философии не обучены. Вспомним, мы не вдохновенные экскурсоводы - мы прилежные школьники. Мы напишем, что старик рассказывает охотничий анекдот, его юный с иголочки одетый собеседник так зачарован байкой, что даже забыл задымить самокрутку, а третий охотник, почёсывая затылок, ждёт, когда же все эти глупости закончатся. Если Вы дочитали до этого места, значит действительно любите искусство - всё это бесконечно скучно, потому что самоочевидно. А вот теперь будет не самоочевидно. Видите, как Ваш покорный слуга тычет в картину пальчик? Там, куда он тычет, прячется охотничий рожок. И это очень странно. Потому что рожок используется во время псовой загонной охоты. И хотя на картине при большом желании можно обнаружить собачью попу, но крайне сомнительно, что за рамой прячется ещё несколько десятков псов. Ведь трофеи наших охотников - утка и заяц, а на них со сворой не ходят. Зачем тогда рожок? Тут всё зависит от того, кто Вы - историк или искусствовед. Если Вы искусствовед - это элемент иронии. Картина-то ироническая, про охотничьи байки, вот художник и добавил неподходящий элемент - охотничий рожок. Я как-то раз уже замечал, что в искусствоведах обычно обретаются очаровательные порхающие барышни, от которых слышать об иронических аллюзиях в живописи - одно удовольствие. А вот в историках обычно ходят мрачные мужики, делящие своё время между пивной и архивом. Поэтому для историка эта картина - не об иронии. Это картина об оскудении дворянства. Написана она была через полтора десятилетия после отмены крепостного права, когда "порвалась цепь великая, одним концом - по барину, другим - по мужику" (это не я, это Некрасов). Весьма обедневшие дворяне-охотники уже не могут позволить себе собачьи своры, но рожок по привычке продолжают таскать с собой. По-моему, школьные сочинения я писать так и не научился. Пятёрки мне не видать. Зато Вас призываю сделать окончательный и бесповоротный вывод - время как раз пришло - с кем Вы, с историками или с искусствоведами. Или, может быть, с экскурсоводами, охотниками, зайцами, утками и рожками.